Масляная живопись

23.12.2016


История появления и причины популярности использования масляных красок.

Портрет человека в красном тюрбане. Ян Ван Эйк.

Портрет человека в красном тюрбане. Ян Ван Эйк.

Масляная краска

В своей простейшей форме масляные краски представляют собой смесь из цветового пигмента и масла, выступающего в качестве связующего элемента. Кроме этого в состав масляных красок могут входить и другие материалы, в том числе, оксид железа, изменяющий цвет, льняное масло или скипидар, использующиеся для придания новых физических свойств. В отличие от темперы, гуаши и акварели, высыхание масляной краски происходит не при испарении жидкости, а в результате окисления. Масло вступает в химическую реакцию с кислородом и постепенно становится похожим на гель, а затем полностью затвердевает. Стоит отметить, что на скорость высыхания краски также влияет тип цветовых пигментов в ее составе.

Льняное масло чаще всего используется в составе масляных красок благодаря своим окислительным свойствам. Масла грецкого ореха, мака или сафлора изменяют свойства и текстуру красок.

Появление и распространение

Назвать точную дату изобретения масляной краски невозможно. Ранние упоминания о смешивании масла с цветовыми пигментом датируются 11-12-м веками. Масляная живопись начинает встречаться в 14 веке, что связано с усовершенствованием технологии обработки льняного масла и появлением новых пигментов и цветов. В течение многих лет пионером в этой области был фламандский художник Ян ван Эйк и его брат Хуберт. Постепенно техника масляной живописи распространилась в Голландии, а затем и в Италии, где заменила популярную яичную темперу. И хотя первенство создания первых масляных красок ван Эйку не принадлежит, он произвел настоящую революцию в работе с этой техникой.

Ужин в Эммаусе. Караваджо.Ужин в Эммаусе. Караваджо.

Производство

Промышленное начало производства широкого ассортимента масляных красок относится к 19-м веку. До этого времени художники создавали свои собственные краски, которые зачастую необходимо было ежедневно обновлять. Большинство живописцев эпохи Возрождения или барокко еще будучи учениками помимо техники рисунка, теории перспективы и других дисциплин изучали и технику смешивания красок. Знание цветовых пигментов и их свойств было неотъемлемым требованием к каждому художнику. Молодым мастерам нужно было иметь высокий уровень владения этим навыком, иначе неправильное измельчение цветового пигмента или их смешивание могли повлечь за собой проблемы.

Свадьба в Кане. Паоло Веронезе.Пир в Кане. Веронезе.

Несмотря на такие высокие требования, смешивание цветовых пигментов в то время было достаточно неточной и проблемной областью знания. Можно только представлять, с какими трудностями сталкивались авторы больших по объему и детализированных картин, таких как «Свадебный пир в Кане». Ее автору Паоло Веронезе на протяжении всего времени работы над холстом приходилось создавать краски, идентичные ранее использованным, что было чрезвычайно трудно, несмотря на помощь учеников и помощников.

Само по себе масло не было дорогим продуктом. Однако используемые пигменты были дорогостоящими. В искусстве эпохи Ренессанса, например, самыми ценными считались золотые, ультрамариновые (из полудрагоценного лазурита) краски и индийский красный лак. Эти цвета имели настолько высокую цену, что их использование, как правило, заранее оговаривалось художником и заказчиком.

"Падение Фаэтона", Рубенс.«Падение Фаэтона», Рубенс.

Преимущества использования масляной краски

Основным преимуществом масляных красок является их гибкость, а также глубина и насыщенность цвета. Они могут наноситься слоями разной толщины. Больше возможностей художнику предоставляет и долгий процесс высыхания, что позволяет дорабатывать картины, смешивать слои и вносить другие правки. Использование таких красок позволяет художнику создать более широкий спектр тональных переходов и оттенков. Слабо изменяющиеся после высыхания слои дают возможность изображать как прозрачные, так и более темные слои, а также имитировать матовые или глянцевые поверхности. В руках старых мастеров, таких как Рубенс или Рембрандт, масляные краски позволяют добиться потрясающих световых и цветовых эффектов, а также придать большего реализма работам.

Еврейская невеста. Рембрандт.

«Еврейская невеста» Рембрандта отлично иллюстрирует реализм, достигаемый при использовании масляной краски. При помощи крупных и глубоких мазков передана фактура ткани и создается эффект объема.

Использование

Способы применения масляных красок разнообразны. Структура масляной краски позволят наносить ее не только кистями, но и тканью или даже зубочисткой. Традиционно мастера начинали работу с изображения подготовительного рисунка углем или мелом, на который затем слой за слоем наносили саму краску. Смешение с различными добавками, например, с воском, смолой или лаком могло придать изображению дополнительный блеск, скрыть края мазков, но не всегда подобные комбинации являются удачными. Использование масляной краски с темперой не прошло проверку временем, что доказывает плачевное состояние шедевра Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

Тайная вечеря. Леонардо.Тайная вечеря

Масляная живопись обновлено: Апрель 29, 2017 автором: Глеб

Похожие записи..

Добавить комментарий