История появления и причины популярности использования масляных красок.
Масляная краска
В своей простейшей форме масляные краски представляют собой смесь из цветового пигмента и масла, выступающего в качестве связующего элемента. Кроме этого в состав масляных красок могут входить и другие материалы, в том числе, оксид железа, изменяющий цвет, льняное масло или скипидар, использующиеся для придания новых физических свойств. В отличие от темперы, гуаши и акварели, высыхание масляной краски происходит не при испарении жидкости, а в результате окисления. Масло вступает в химическую реакцию с кислородом и постепенно становится похожим на гель, а затем полностью затвердевает. Стоит отметить, что на скорость высыхания краски также влияет тип цветовых пигментов в ее составе.
Льняное масло чаще всего используется в составе масляных красок благодаря своим окислительным свойствам. Масла грецкого ореха, мака или сафлора изменяют свойства и текстуру красок.
Появление и распространение
Назвать точную дату изобретения масляной краски невозможно. Ранние упоминания о смешивании масла с цветовыми пигментом датируются 11-12-м веками. Масляная живопись начинает встречаться в 14 веке, что связано с усовершенствованием технологии обработки льняного масла и появлением новых пигментов и цветов. В течение многих лет пионером в этой области был фламандский художник Ян ван Эйк и его брат Хуберт. Постепенно техника масляной живописи распространилась в Голландии, а затем и в Италии, где заменила популярную яичную темперу. И хотя первенство создания первых масляных красок ван Эйку не принадлежит, он произвел настоящую революцию в работе с этой техникой.
Производство
Промышленное начало производства широкого ассортимента масляных красок относится к 19-м веку. До этого времени художники создавали свои собственные краски, которые зачастую необходимо было ежедневно обновлять. Большинство живописцев эпохи Возрождения или барокко еще будучи учениками помимо техники рисунка, теории перспективы и других дисциплин изучали и технику смешивания красок. Знание цветовых пигментов и их свойств было неотъемлемым требованием к каждому художнику. Молодым мастерам нужно было иметь высокий уровень владения этим навыком, иначе неправильное измельчение цветового пигмента или их смешивание могли повлечь за собой проблемы.
Несмотря на такие высокие требования, смешивание цветовых пигментов в то время было достаточно неточной и проблемной областью знания. Можно только представлять, с какими трудностями сталкивались авторы больших по объему и детализированных картин, таких как «Свадебный пир в Кане». Ее автору Паоло Веронезе на протяжении всего времени работы над холстом приходилось создавать краски, идентичные ранее использованным, что было чрезвычайно трудно, несмотря на помощь учеников и помощников.
Само по себе масло не было дорогим продуктом. Однако используемые пигменты были дорогостоящими. В искусстве эпохи Ренессанса, например, самыми ценными считались золотые, ультрамариновые (из полудрагоценного лазурита) краски и индийский красный лак. Эти цвета имели настолько высокую цену, что их использование, как правило, заранее оговаривалось художником и заказчиком.
Преимущества использования масляной краски
Основным преимуществом масляных красок является их гибкость, а также глубина и насыщенность цвета. Они могут наноситься слоями разной толщины. Больше возможностей художнику предоставляет и долгий процесс высыхания, что позволяет дорабатывать картины, смешивать слои и вносить другие правки. Использование таких красок позволяет художнику создать более широкий спектр тональных переходов и оттенков. Слабо изменяющиеся после высыхания слои дают возможность изображать как прозрачные, так и более темные слои, а также имитировать матовые или глянцевые поверхности. В руках старых мастеров, таких как Рубенс или Рембрандт, масляные краски позволяют добиться потрясающих световых и цветовых эффектов, а также придать большего реализма работам.

«Еврейская невеста» Рембрандта отлично иллюстрирует реализм, достигаемый при использовании масляной краски. При помощи крупных и глубоких мазков передана фактура ткани и создается эффект объема.
Использование
Способы применения масляных красок разнообразны. Структура масляной краски позволят наносить ее не только кистями, но и тканью или даже зубочисткой. Традиционно мастера начинали работу с изображения подготовительного рисунка углем или мелом, на который затем слой за слоем наносили саму краску. Смешение с различными добавками, например, с воском, смолой или лаком могло придать изображению дополнительный блеск, скрыть края мазков, но не всегда подобные комбинации являются удачными. Использование масляной краски с темперой не прошло проверку временем, что доказывает плачевное состояние шедевра Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».