Большая галерея Лувра (1796). Юбер Робер.

Художественные музеи

22.01.2017


Когда искусство станет общедоступным? О развитии музеев и галерей.

Большая галерея Лувра (1796). Юбер Робер.Большая галерея Лувра (1796). Юбер Робер.
Робер, изобразивший на различных картинах Большую галерею Лувра, показал огромное количество картин, расположенных близко друг к другу в огромных, наполненных светом залах.

В 1750 году жителям Парижа разрешили посещать два раза в неделю Королевскую коллекцию искусств, которая частично располагалась в Люксембургском дворце. Это было примечательным событием, так как в те времена большие собрания искусства при всех европейских дворах в основном не были доступны широкой публике. Посещать их могли только приглашенные гости, ученые и некоторые искусствоведы. Ситуация изменилась после Французской революции и падения королевской власти.

Новое французское правительство объявило королевские культурные ценности национальным достоянием. В 1793 году в Лувре — бывшем городском дворце королевской семьи — открылся музей искусства. Таким образом Франция включилась в паневропейское движение. Первой, кто передал бесценные семейные сокровища родному городу в Галерею Уффици в 1739 году «в дар государству и для общественного пользования», была последняя из правительниц рода Медичи, великая герцогиня Анна Мария Людовика (1667–1743).

Лувр. Париж.

Лувр. Париж.

Первым государственным музеем стал в 1753 году Британский музей в Лондоне. Первым построенным специально для хранения коллекции картин и скульптур стало в 1779 году здание музея Фридерицианум в Касселе. В этом здании, предназначенном для музея, отчетливо проявилось, что искусству как форме коллективной собственности необходимо специальное помещение. Этот неоклассический храм искусства воспринимается как выражение бессмертия духа, что характерно для архитектуры Греции. Такое направление в архитектуре относится и к данному музею, построенному в виде храма, и к Старому музею в Берлине, построенному в 1823–1830 годах Карлом Фридрихом Шинкелем (1781–1841), и к Национальной галерее в Лондоне, которая в 1824 году открыла свою коллекцию для широкого посещения.

Старый музей в Берлине

Старый музей в Берлине

Зачем нужны музеи?

Первоначально цель создания музеев заключалась в образовании, в них хранилось большое количество научных и религиозных книг. В открытых для общественности музеях подлинные произведения мастеров оценивались не так высоко, как сегодня. Большое значение придавали тому, чтобы посетитель музея получил представление об истории искусства по копиям известных произведений. В Париже и Берлине даже планировали открыть государственные музеи копий таких как, например, действующая в Мюнхене частная галерея Шака. В обоих городах планы по строительству подобных музеев натолкнулись на серьезные финансовые проблемы. Музей копий в Париже, инициатива создания которого принадлежала Шарлю Бланку основателю «Газетт де Базар», открыл свои двери только в апреле 1873 года. В картинных галереях XIX века систематизация коллекций осуществлялась по-разному. Частично картины отбирались по школам и группам художников, как это делается и сейчас во многих музеях. Картины сортировались и по тематике. Например, о таком подходе свидетельствует картина, находящаяся в вестибюле Галереи Уффици. Галерея с 1753 года владела большой коллекцией портретов, висевших вплотную друг к другу. В некоторых случаях картины подразделялись по своим размерам либо по годам приобретения.

Уффици. Франция.

Один из залов Уффици

Нынешняя ситуация

Сегодня количество картин, выставлявшихся в галереях, считается чрезмерным. В большинстве крупных картинных галерей, таких, как Уффици, Государственный Эрмитаж или Лувр, картины до XX века висели близко друг к другу, в несколько рядов до самого потолка.

Художественные музеи обновлено: 16 сентября, 2017 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector