Триумфальная арка. Дюрер.

Появление репродукций

21.01.2017


История и развитие технологий создания репродукции и графики.

Введение

Основы печатной графики были заложены в начале XV века. Еще до появления гравюр по дереву на основе ювелирного искусства начинает развиваться гравюра на меди, которая давала относительно невысокую возможность делать копии. Исключением были только южно-немецкие мастерские. Изобретение печатно-графической техники совпало с изобретением Иоганном Гутенбергом (около 1397–1468) в Майнце книгопечатания. Возможно, это изобретение появилось из-за желания донести свои сокровенные мысли до широкого круга читателей. Повышенный спрос на церковные книги как для домашних молитв, так и для благословляющего украшения жилища, несомненно, послужил причиной для появления соответствующей техники. Другой причиной является возросшее во второй половине XV века количество продукции для повседневной мирской жизни: игральных карт, календарей и т.п., служивших для развлечения и назидания.

Триумфальная арка. Дюрер.

Триумфальная арка. Дюрер.

Гравюры

Гравюра на меди стала с конца XV века самостоятельным направлением в искусстве. Гравюрой художники занимались независимо от того, были заказы или их не было, чтобы поэкспериментировать, найти нетрадиционные мотивы для картин. Теперь можно было заказать репродукцию по доступной цене любого знаменитого произведения живописи или скульптуры. Скоро печатные листы стали популярными при обмене и в коллекциях.

Особенно заметно, какое непосредственное влияние на художников и деятелей искусства оказала гравюра на меди — на примере работ Мартина Шонгауэра (около 1450–1491). Благодаря применению новых методов, среди которых очень важна штриховка, Шонгауэр стал первым художником, который достиг такой достоверности изображения, что его нельзя было отличить от оригинала. Также существенным для создаваемого образа является светотень, при этом возникает живописное, почти пластическое воздействие изображения на зрителя. Произведения художника пользовались у современников огромным спросом, с них делали копии. С его работы Рождество сделал копию гравер Венцель из Ольмютца, который работал в конце века в Праге. Известно, что дальнейшему распространению печатно-графических работ Мартина Шонгауэра способствовали немецкая станковая живопись, а также голландское и испанское искусство.

Рождество. Мартин Шонгауэр.

Рождество (1471—1473). Мартин Шонгауэр.
На гравюре Шонгауэра — разрушенная, заросшая растениями стена. На ее фоне изображена Дева Мария, которая молится рождению младенца. А слева на заднем плане — пастухи. Это почитание Христа простыми людьми. В композиции художник ориентируется на работы Рогира ван дер Вейдена, как, например, Миддельбургский алтарь, который находится сейчас в Картинной галерее Берлина. Сам Шонгауэр, в свою очередь, вдохновил других граверов на подобные работы.

Даже Альбрехт Дюрер (1472–1528), большой специалист в области гравюры на меди, изучает в Нюрнберге работы Шонгауэра. Во время своих переездов он прибывает в начале февраля 1492 года в Кольмар, где ему, однако, не суждено было встретиться с Шонгауэром; художник умер за год до этого. В 1513–1514 годах Альбрехт Дюрер заканчивает известную серию гравюр тремя работами: Рыцарь, Смерть и Дьявол, Святой Иероним в келье и Меланхолия. Гравюра Святой Иероним в келье отличается необычной для Дюрера, заимствованной с итальянских картин центральной перспективой. Отточенный стиль композиции, использование автором различных по характеристикам материалов и необычайно достоверное отображение светотени позволяют рассматривать последнюю из трех гравюр как самую совершенную.

Святой Иероним в келье, 1514. Дюрер.

Святой Иероним в келье, 1514. Дюрер.
С 1500 в Нюрнберге Дюрер осваивает новую технику гравюры на меди. Ее вершиной считаются три гравюры мастера: Рыцарь, Смерть и Дьявол, где Дюрер изобразил всадника истинным христианином, человеком действия. Он побеждает страх перед дьяволом и смертью. В нем прославлена сила духа, которая помогает не сворачивать с пути при любых испытаниях. На гравюре Меланхолия автора занимают внутренние противоречия между верой и знанием; на гравюре Святой Иероним показана духовная жизнь богослова, который отгородился от мира в своей уютной комнате.

Наряду со свободными творческими работами Дюрер создавал гравюры, которые служили целям политической пропаганды. В 1512 году император Максимилиан I (1493–1519) поручает ему сделать гравюру на дереве с изображением так называемой Триумфальной арки. Гравюра Триумфальной арки служила для прославления жизни и деяний императора, а также его предков. Эта Триумфальная арка вызывала ассоциации с античными триумфальными арками. Она воплощает античный дух в современных формах и в изображении архитектуры напоминает пышные дворцы эпохи Возрождения. В работе над Триумфальной аркой наряду с Дюрером, который занимался проектом и осуществлял общее руководство, принимали участие и другие художники. Триумфальная арка состоит из 190 гравюр. Собранные воедино, гравюры занимают впечатляющую площадь — почти 10 кв. м. С них сделано 700 копий. Это было гарантией, что благодаря гравюрам слава императора Максимилиана распространится на всю империю.

Развитие графики

С расцветом Ренессанса печатная графика становится новым направлением в изобразительном искусстве. С самого начала и на протяжении всего существования она занимала особое место между книгами и картинами и служила важным средством информации. К ней прибегают для копирования произведений искусства. Ее используют для распространения церковных и политических новостей, а также в борьбе за власть.

Появление репродукций обновлено: 16 сентября, 2017 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector