Пейзаж с Товием и ангелом. Клод Лоррен.

Клод Лоррен. Известные пейзажи.

27.01.2018


Краткая биография

Клод Лоррен (1600, Шампань — 1682, Рим), настоящее имя Клод Желле, прозванный также Лорреном, жителем Лотарингии. Около 1613 переезжает в Рим, где становится учеником зодчего Агостино Тасси. С 1619 по 1624 продолжает обучение в Неаполе у мастера городского пейзажа Готтфрида Вальса, затем на два года уезжает во Францию. В 1634 его принимают в члены римской Академии, и вскоре он становится ведущим художником-пейзажистом. В своих произведениях ориентируется на идиллические пейзажи Аннибале Карраччи и живущих в Риме голландских художников. Затем ему становится ближе живопись Никола Пуссена. Однако в противовес его манере изображения героических пейзажей Лоррен разрабатывает собственный лирико-реалистический стиль. Творчество этих художников является вершиной живописи зрелого римского барокко.

Известные картины

Прибытие Клеопатры в Тарсос. Клод Лоррен.Прибытие Клеопатры в Тарсос, около 1642. Холст, масло, 117*148 см Лувр, Париж.
В 40-х годах Лоррен в своих работах все больше места отводит историческим, мифологическим и библейским сюжетам, которые часто служат лишь поводом для создания композиции. В этом произведении, с панорамой порта, открывается вид на далекий горизонт. Нереальными кажутся построенные по образцам античных архитекторов здания, так же как и работающие или занятые разговором люди.

Пейзаж с Товием и ангелом. Клод Лоррен.Пейзаж с Товием и ангелом, 1663. Холст, масло, 116*153,5 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
На картине представлен сюжет из Библии — странствие архангела Рафаила и благочестивого Товия. Его чудесное исцеление символизирует пойманная рыба. Мастер пространственных решений, художник изображает действие на фоне заката солнца — чуда природы. Все пронизано золотым светом, в сиянии которого природа представляет небывалое зрелище. Сцену, наводящую на размышления, обрамляют величественные, грандиозные деревья, что характерно для многих произведений Лоррена. Небо подернуто причудливыми облаками, это усиливает выразительность картины.

Пейзаж с нимфой Эгерией. Клод Лоррен.Пейзаж с нимфой Эгерией, 1669. Холст, масло, 155*199 см. Национальный музей Каподимонте, Неаполь.
Изображенная сцена взята из «Метаморфоз» римского поэта Овидия (34 г. до н.э. — 18 г. н.э.). Эгерия скорбит по своему покойному супругу, легендарному римскому королю Нуме. Действие происходит в лесу у озера Неми. Нимфы богини Дианы — их храм виден справа на картине — спешат ее утешить. Тщательно построенная композиция открывает взгляду зрителя далекий горизонт. Мрачный колорит придает картине унылый фон и усиливает тревожное настроение. Приглушенное освещение сцены достигается за счет изображения исполинских деревьев.

Кампо Ваччино в Риме. Клод Лоррен.Кампо Ваччино в Риме, около 1636. Холст, масло, 56*12 см. Лувр, Париж.
Большую часть творчества Клода Лоррена составляют городские пейзажи, изображающие его вторую родину — Рим. На картине представлена Кампо Ваччино с видом на римский форум, среди разрушенных античных монументов которого возведены убогие городские строения. Вдалеке виден Колизей. Фигуры людей и пасущийся скот оживляют панораму. Ровный свет заходящего солнца придает картине радостное настроение. Гармония человека и природы, характерная для этой картины, свидетельствует о мастерстве Лоррена-пейзажиста.

Деревенский праздник. Клод Лоррен.Деревенский праздник, 1639. Холст, масло, 103*135 см. Лувр, Париж.
Уже в ранних произведениях Лоррен разработал композиционную концепцию, которая присуща всем его картинам. На затененном переднем плане изображены (часто другим художником) жестикулирующие фигуры, позади которых открываются поистине космические дали. В своих идеальных пейзажах Лоррен достигает — не имеющей до него места в живописи — гармонии иллюзий и действительности.

Пейзаж с Аполлоном и Меркурием. Клод Лоррен.

Пейзаж с Аполлоном и Меркурием, около 1643. Холст, масло, 55*45 см, Галерея Дориа Памфили, Рим.
Картина изображает мифическую легенду о похищении богами стада Адмета. Увлеченный музыкой Аполлон не замечает, как хитрый Меркурий угоняет его стадо. Восторженное настроение Аполлона выразительно передается посредством пронизанного светом пейзажа. Лишь в немногих произведениях других творцов художественная теория барокко — живопись как безмолвная поэзия — нашла такое яркое и полное отражение, как в этом лирическом полотне Лоррена.

Клод Лоррен. Известные пейзажи. обновлено: Январь 27, 2018 автором: Глеб

Похожие записи..

Добавить комментарий