Идеи, взгляды и работы знаменитого реалиста.
Томас Икинс
Томас Каупертуэйт Икинс был одним из лучших портретистов 19-го века, а также одним из великих мастеров живописи в целом. Его работы демонстрируют реализм американского искусства, отличающиеся выдающимися перспективами, анатомической точностью, правдивостью форм и естественностью движений. Во всех картинах Икинса человеческая фигура занимает центральное место, а композиции, подобно работам Караваджо и Рембрандта, драматично освещены. Однако, полотна Томаса полностью наполнены его стилем и чувством. При жизни художнику не удалось достичь большой известности, но в настоящее время он признается одним из лучших реалистов в современном американском искусстве.
Икинс родился и провел длительное время в Филадельфии, где изучал изобразительное искусство в Академии изящных искусств, а позже анатомию в колледже Джефферсона. Академическому искусству художник обучался также в Париже и мастерской Леона Бонна, акцентирующего внимание на анатомической точности в произведениях.
Во время пребывания во Франции Икинс не проявлял никакого интереса как к молодому импрессионизму, так и к классическим требованиям академий. Вместо этого он оплатил полугодовую поездку в Испанию, где знакомился с работами великих мастеров, таких как Диего Веласкеса и Рибера, после чего сделал первые попытки по созданию крупных картин, написанных маслом. В более поздних работах художника видно, что его европейские исследования помогли более грамотно использовать ему цвет и светотень.
Художник и преподаватель искусства
Икинс вернулся в Америку в 1870 году и приступил к профессиональной карьере в качестве художника и педагога, что продолжалось, пока здоровье не стало подводить мастера. Кроме того, на уход в отставку повлияли и идеи Томаса. Обилие наготы, бескомпромиссные методы обучения и непристойные действия по отношению к студенткам шли вразрез с традициями и принципами академий. Хотя, ученики настолько восхищались учителем, что после ухода Икинса с должности, часть из них последовали за учителем.
Макс Шмитт в лодке (1871)
Ранние работы, созданные по возвращению из Европы, демонстрировали высокий уровень мастерства и создавались с помощью акварели и масла. Первым шедевром Икинса стала картина «Макс Шмитт в лодке», в которой автор скрупулезно проработал детали и композицию.
Семейные портреты
Примерно в то же время он приступил к написанию серии семейных портретов. В качестве моделей выступали члены семью и друзья художника. В общей сложности Икинс создал несколько сотен портретов.
Клиника Гросса
Пика в создании портретов мастер достиг после создания работы «Клиника Гросса», описываемой критиками как один из величайших портретов, когда-либо созданных в Америке. На полотне известный филадельфийский хирург Сэмуэль Д. Гросс руководит операцией, проходящей в медицинском колледже Джефферсона. Необычное освещение и героический образ доктора, отражающий дисциплину современной хирургии, не помогли картине попасть на выставку 1876 года. Комиссия отклонила полотно на основании избыточного наличия крови.
В это время Икинс также создает менее спорный портрет доктора Джона Бринтона, получившего хорошие отзывы критиков.
Фото
Икинс стал страстным и инновационным фотографом. Это увлечение помогало художнику в создании достоверных и реалистичных работах. К сожалению именно это стремление повлекло за собой массу споров и недовольств. Так называемая «Голая серия», берущая начало в 1883 году, состоявшая из фотографий обнаженных студентов и профессиональных моделей, способствовала серьезной критики.
Несмотря на уникальные живописные навыки, непоколебимость характера и упрямство могло привести к скандалам, а излишне суровый реализм вынуждал заказчиков отказываться от готовых портретов.