фрагмент вавилонской башни
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Картина «Вавилонская башня»

20.12.2016


Дата создания: 1563 год.
Автор: Питер Брейгель Старший.
Тип : масло, деревянная панель.
Жанр: религиозная историческая живопись.
Местонахождение: Художественно-исторический музей, Вена.

Вавилонская башня. Брейгель.

Интерпретация Вавилонской башни

Данная картина была второй из трех интерпретаций видения Вавилонской башни, написанных Питером Брейгелем. Первая работа, ныне утерянная, представлял собой миниатюру на слоновой кости. Она была указана в описи итальянского миниатюриста Кловио, с которым художник сотрудничал в Риме. Последняя версия написана маслом в 1564 году, в настоящее время хранится в музее Бойманса-ван Бёнингена. Предшествующая ей венская «большая башня» почти в два раза больше по размеру.

Все три работы основаны на одном и том же сюжете (Бытие 11: 1-9), в котором люди начинают стоить башню высотою до небес, чтобы достигнуть уровня создателя. За гордыню Бог сделал так, что строители башни стали говорить на разных языках. Невозможность коммуникации поставила под удар совместную работу над величественным строением.

Фрагмент вавилонской башни

Основа башни

Изображение башни в форме огромного объекта со спиралевидными подъемами было довольно распространенным явлением в Северном искусстве эпохи Возрождения, но вдохновлялся Брейгель не имеющимися моделями и картинами, а увиденным в Риме Колизеем. В то время это сооружение считалось символом гордыни, а Рим, задуманный как Вечный город, после разрушения олицетворял скоротечность и бессилие земных амбиций и трудов человека. На «фундаменте» этого символизма Брейгель и строит свою Вавилонскую башню.

Достаточно странным является то, что структура башни заметно пострадала и выглядит неустойчиво. Кажется, что в конечном итоге сооружение рухнет из-за инженерных проблем и трудностей в строительстве, а не по решению Бога, пытавшегося усмирить родившуюся в людских сердцах гордыню.

Строительство происходит на прибрежном ландшафте, возле реки, что, возможно, демонстрирует актуальность водных грузоперевозок в 16-м веке, в частности, для Антверпена. Таким образом, картина может служить аллегорическим предупреждением для властей города о том, что быстрое развитие торговли и денежный поток может принести и ряд проблем.

Фрагмент вавилонской башни

Тема того, что человек не имеет никакой власти над окружающим его миром и установленными законами, появляется в различных работах мастера (в том числе, в картине «Охотники на снегу»). В этой картине безумные усилия рабочих, каменщиков и инженеров показывают бессмысленность человеческой деятельности, тщетность людских амбиций.

Вавилонская башня демонстрирует невероятно скрупулезную работу, показывая множество мелких деталей. Можно до бесконечности наблюдать за связями на столь глобальной стройке и тем, как еще более высокие рампы наслаиваются на уже имеющуюся конструкцию. Несмотря на то, что подробный анализ обоснования действий отдельных персонажей еще не проведен, гротескная неадекватность средств, траты ресурсов и общее безрассудство предприятия очевидны. «Трудолюбивые муравьи» вступают в гонку со временем, возводя новые и новые уровни, в то время как нижние этажи уже начинают подвергаться разрушению.

Картина «Вавилонская башня» обновлено: 26 октября, 2017 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Комментарии:

  1. Atonhh:

    Сударь или сударыня, Вы не поняли ни смысл картины ни ее замысел. В искусстве как и в любви не следует елозить по поверхности, а нужно достигать определенной глубины, тогда Вам и откроется смысл. Поднимайте свой общий уровень. Для начала попробуйте понять самое простое: Питер никогда не был иллюстратором чужих россказней. Никогда. Он брал формальный сюжет, известный всем и показывал на взятом примере совсем не поверхностные смыслы которые очевидны, а свои смыслы, существо дела. Именно поэтому Ортелий сказал, что в картинах Питера скрыто гораздо больше чем кажется.
    Что касается Башни, то попробуйте пройти весь путь, чтобы понять в финале вот это: Башню Питер нарисовал как символ единого человечества, которого злобный и завистливый бог разделил языками на отдельные враждующие части…

    • Глеб:

      Спасибо за ваш комментарий! Мы не ставим своей целью полностью рассекретить замысел художника. Лишь доносим справочную информацию, некоторые интересные факты, детали о работах, а так же свои предположения на этот счет.

Добавить комментарий

Adblock
detector